Старинные именные кирпичи с клеймом
Старинные именные кирпичи с клеймом
Материалы для печей и каминов
Брусчатка
Прочее
В данном разделе вы можете скачать прайс лист в формате PDF
Lode (Латвия) Донские зори КС Керамик (Россия) Складская программа импортного кирпича Ручной формовки Daas Baskteen Ручной формовки Caprice (Голландия) —> Heylen Bricks Клинкерный Daas Baksteen Керамейя (Украина) Кирпич лицевой Керма 0909 —> ЛСР 0909 —>
Основит Фасадные решения (Основит) Решения для брусчатки (Основит) Решения для облицовки камнем и плиткой
и плиткой (Основит) Решения для выравнивания пола
и стен (Основит) ТеКаТо (Perel, Prime, Promix) Terta Теплые растворы зимние —> Теплые растворы летние Quick-mix —>
Все материалы для печей и каминов Фигурные элементы Чугунное литье Halmat (Польша) SVT (Финляндия) Дымоходы и вентканалы
Крупноформатные керамические блоки —> КЕРАКАМ (СККМ, Россия) KERATERM(Lode, Латвия) POROTHERM (Винербергер) 0909 —> Сталинградский камень (Термоблок) 0909 —> ЛСР (Санкт-Петербург) 0909 —> Теплые растворы зимние —> Теплые растворы летние 0909 —>
Брусчатка LODE Брусчатка ЛСР 0909 —> Брусчатка Керамейя Системы для укладки камня и брусчатки Основит
Комплектующие кирпичной кладки Baut Керамические крышки заборов Lode Плитка под кирпич
Распродажа со склада
Lode (Латвия) Донские зори КС Керамик (Россия) Складская программа импортного кирпича Ручной формовки Daas Baskteen Ручной формовки Caprice (Голландия) Heylen Bricks Клинкерный Daas Baksteen Керамейя (Украина) Кирпич лицевой Керма 0909 —> ЛСР 0909 —>
Офис и выставочный зал:
г. Москва, 109542, Рязанский проспект, дом 86/1,офис 316.
Склад:
г. Люберцы, ул. Инициативная, д.16. (Проектируемый проезд 4037)
Координаты склада: Широта: 55°40′42.5″N (55.678471) Долгота: 37°54′26.77″E (37.907436)
В навигаторе вы можете просто ввести «МДС СКЛАД».
Убедитесь в том, что навигатор провел маршрут в г. Люберцы.
Схема проезда до склада МДС для легковых и грузовых машин
Проезд в выставочный зал:
Общественным транспортом нужно доехать до метро «Выхино».
Выход из первого вагона на правую сторону. На площади у метро остановки автобуса 731, который ходит по расписанию очень редко.
Вторая остановка от метро — прямо напротив здания, где расположен офис фирмы.
Идти пешком от метро Выхино 15 минут.
С 2020 года открылась станция метро Юго-восточная. Некоторым посетителям может быть удобно использовать ее.
Время в пути от метро — 5 минут.
Личным автотранспортом:
Введите в навигаторе «ФИРМА МДС» или «МДС Кирпич». Если вы находитесь в Москве — то он вас приведет к нам по адресу Рязанский проспект 86/1.
Увы — парковки на территории офисного комплекса не предусмотренно. Рекомендуем оставить автомобиль у магазина Дикси
(проехать вдоль Самаркандского бульвара еще 150-200 метров). Там всегда есть места.
На проходной сообщить, что вы направляетесь в Фирму МДС, показать документ, войти на территорию,
идти прямо в 3х-этажное здание. и далее двигаться по стрелочкам «МДС».
Если вы не пользуетесь навигатором По направлению из центра необходимо свернуть с Рязанского проспекта на последнюю перпендикулярную улицу
( внимание : следующий поворот через 30 метров — съезд на МКАД!).
Для того, чтобы добраться до выставочного зала фирмы «МДС», следуя со стороны области (или с МКАД), необходимо въехать в Москву по Рязанскому проспекту, проехать до ближайшего разворота (около 2 км), развернуться и далее следовать так, как описано выше.
Время работы:
Выставочный зал: Пн — Пт : 9:00 — 18:00,
cб : 9:00 — 15:00, Вс: выходной
Склад: Пн-Пт : 9:00 — 17:00,
Сб : 9:00 — 14:00.
Вс : выходной.
(последняя отгрузка за час до конца рабочего времени).
Телефоны:
Выставочный зал:
Отдел реализации:
+7 (495) 372-90-88,
+7 (495) 377-61-76
Факс: (495) 372-90-88
В Группу Компаний МДС входят:
ООО «Фирма «МДС»
ИНН 7721594201
КПП 772101001
ОГРН 1077758743600
ИП Шамонин Анатолий Сергеевич
ИНН 772132026972
ОГРНИП 307770000629932
ЗАО «Фирма «МДС»
ИНН/КПП 7723117042 / 772301001
ОГРН 1027739665062
Также МДС входит в состав НКО «Ассоциация Независимых Продавцов Строительной Керамики». Никакие другие компании не являются аффилированными с Группой компаний МДС.
Выставочный зал «МДС» находится в последнем здании на Рязанском проспекте.
Это два здания розового цвета (10-ти и 3-хэтажное), соединенные переходом, расположенные за черной решетчатой оградой.
Ценность серебряных ложек
Основной частью старинных серебряных ложек являются царские столовые приборы, ведь только состоятельные семьи могли позволить себе такую роскошь. Сегодня цена на них довольно высокая. Она начинается от пяти тысяч рублей, а царские столовые приборы стоят в десятки раз больше.
Для продажи редких экземпляров проводят целые аукционы. Цена на них начинается от 20 тысяч рублей и доходит до 150 тысяч рублей и даже больше. Так, ложки конца XVI века, украшенные женской головой, оцениваются примерно в пять тысяч долларов.
Именные клейма
Именные клейма (они же именники) нельзя назвать пробирными, так как на них нет указания пробы драгоценного металла. Ювелиры и ювелирные фирмы регистрируют такие клейма в пробирных учреждениях. Именные клейма нужны для обозначения изготовителя на фирменном изделии. Создать именник вправе и непосредственно мастер, и пробирное учреждение, получившее от него соответствующий заказ. Списывать клейма с истекшим сроком годности (речь может идти как об износе, так и об истечении разрешения на использование) предписывается самому ювелиру либо ювелирной фирме. Скорее всего, старинные именные пуансоны ждут своих покупателей на черном рынке. Историческими клеймами можно делать оттиски и на современных вещах, так называемом новоделе, но это уже будет обманом. Поэтому необходимо тщательно осматривать в поисках подделки и государственное пробирное клеймо, и именное. Именное клеймо может быть отпечатком с настоящего бойка, а пробирное клеймо на поверку окажется фальшивкой.
Какие ложки ценятся?
В первую очередь ценятся наборы, а не разрозненные экземпляры. Конечно, ложка мастера с именем, украшенная монограммой, также имеет высокую стоимость. Но купить их могут себе позволить не только миллионеры. Стоимость приборов исчисляется тысячами, а не миллионами долларов.
В 1912 году на аукционе Кристи пара ложечек Фаберже ушла за 8 тысяч долларов. Ложечку, которую изготовил Федор Рюккерт, продали за 12 500 долларов.
В мире ценится столовое серебро ювелиров Германии. Фирма Robbe&Berking поставляет приборы во дворцы нефтяных шейхов и ко двору королевы Великобритании. Получили известность фирмы Robert Freund, Franz Schnell Halle, Herbert Zeitner.
Ценится английская столовая посуда William Suckling, Ridley&Hayes и многих других мастеров. Ювелиры из Дании также прославились изделиями из серебра.
Среди мастеров из России известны фирмы братьев Грачёвых, Сазикова, Овчинникова, Хлебникова и, конечно, Фаберже.
Многие из них были поставщиками императорского двора. Это было почетно и престижно, обычно изделия этих фирм клеймились специальным знаком.
Сколько стоят в Европе приборы этих мастеров? Цены нельзя назвать заоблачными. К примеру, ложечка с позолотой, черенок которой украшен изображением Богородицы с младенцем, известного мастера A. Michelsen (Дания) оценена в 230 долларов. Изготовлена она в 1916 году. Цены на приборы этого мастера колеблются от 50 до 600 долларов за единицу.
Старинные серебряные ложки XIX-XVIII веков работы именитых мастеров могут стоить чуть дороже. Например, набор столового серебра (шесть вилок и ложек) — 1855 год изготовления — ювелира Hippolyte Thomas в одном из интернет-магазинов антиквариата предлагается за полторы тысячи долларов. Приборы украшены монограммой владельца, имеют отличный вид; их вес больше килограмма.
Гиганты фарфоровой промышленности СССР
На территории Советского Союза действовало 178 предприятий, выпускающих тонкостенную керамику. Не вся их продукция была равноценной, но среди предметов массового потребления встречались настоящие шедевры, цена которых на антикварных аукционах может превышать $1 млн. Наиболее востребованы статуэтки и посуда, выпущенные до 1960-х годов. Строго говоря, это – не антиквариат, а винтаж, но советский фарфор представляет исключение из общих правил.
Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.
Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».
Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.
Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.
Ретроспектива по годам:
В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.
В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.
В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.
Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»
С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».
В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:
- I – красная;
- II – синяя;
- III – зелёная.
Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».
Фарфор Вербилки
Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.
Клейма по годам:
С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.
С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.
1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».
С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».
Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.
Гжель
Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.
В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.
Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.
В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.
После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.
С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.
В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.
Дулёво
Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.
В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.
Другие виды маркировки в хронологическом порядке:
С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.
В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.
Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.
1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.
Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».
С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.
С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.
Первомайский фарфоровый завод
Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.
Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:
- высший обозначался красным;
- I – синим;
- II – зелёным;
- III – коричневым.
Размер | Стоимость |
---|---|
25х25мм | 1850₽ |
35х35мм | 2100₽ |
45х45мм | 2700₽ |
55х55мм | 2900₽ |
75х75мм | 3500₽ |
95х95мм | 4200₽ |
10х50мм | 1950₽ |
12х70мм | 2150₽ |
14х90мм | 2450₽ |
Предпочтительнее изготавливать изделие из латуни, так как данный материал считается более прочным и жаростойким. Латунь типа ЛС-59 наименее подвержена деформациям, образованиям трещин и потере жесткости.
Более дешевый вид клише — из магния. Магний имеет меньшую жесткость, что позволяет проводить гравировку быстрее без поломки фрез. Но имеется недостаток: магниевое клеймо для выжигания по дереву менее прочное, чем латунное.
Как выжигать клеймом на ручке
90 процентов клиентов покупают клеймо на ручке — это самое дешевое и надежное средство нанесения отжига. Для нагрева используется газовая горелка для розжига костра. Альтернативный вариант нагрева: от электрической плитки или газовой плиты.
Клише разогревается в течение 4-9 минут горелкой. Время нагрева прямо пропорционально площади клейма. Более габаритное изделие дольше греть, но большое количество металла в основании позволяет больше аккумулировать тепла. То есть, чем больше клише для дерева, тем дольше его греть, но остывает оно значительно медленнее.
Важно: изделия площадью более 25 квадратных сантиметров предпочтительнее оснащать усилением. Это предотвратит возникновение деформаций и выгибаний.
Усиление представляет собой основание из металла (сталь), зафиксированное на клейме. Металлическая пластина служит фиксатором жесткости и аккумулятором тепла — клише для нанесения отжига на дереве будет остывать медленнее на 50%.
Перегретое клеймо создает пережигание, что делает оттиск неэстетичным. Недогретое клише создает маловидимый оттиск. После 5-10 отжигов на дереве легко определить оптимальное время нагрева для максимально эстетичного и качественного оттиска.
Как наносится оттиск клише:
Как выжигать клише на паяльнике
Устройство на паяльнике позволяет реализовать нагрев от розетки, что удобно. Имеется недостаток: электрические паяльники мощностью более 100 Вт оснащены керамическим основанием. После длительной эксплуатации данное основание трескается, что выводит паяльник из строя.
На заметку: площадь клейма для надежного паяльника мощностью 100 Вт должна быть не более 12 см.
Для более габаритных устройств для нанесения отжига на дереве электрическим методом требуются паяльники мощностями, Вт:
Для изготовления данного типа клейма берется обычный паяльник и вытачивается латунная втулка-переходник с резьбой. Также резьба имеется в клейме. При желании можно менять клише и не обязательно приобретать несколько нагревателей.
Гравировка производится при помощи станка ЧПУ. Предоставленный заказчиком макет переносится в кривые, после чего делается эмуляция, как будет выглядеть логотип на клейме. Каждый макет редактируется, чтобы на отжиге не было смешивания линий. Расстояние между кривыми должно быть не менее 1мм. Глубина гравировки на клише делается максимальной в зависимости от размера основания.
Процесс изготовления:
Клейма Кузнецовских фабрик
Клейма фабрик Кузнецовых на всем протяжении истории были многочисленными и разными. Можно встретить клеймо как определенного завода, так и без указания оного.
Ранний период (1810—1860-е годы).
В самом начале Кузнецовские клейма имели различную конфигурацию — заключены в круг, оформлены виньеткой. Но чаще всего они были вдавленными в глиняной массе. А затем прорисованы, синей или зеленой надглазурными красками. Не редко можно увидеть орфографические ошибки в написании (клейма №№ 4, 7). Марки №№ 1-5 воспроизводятся впервые, на изученных вещах — зеленые. Клеймо № 11 — вдавленное в тесте. По стилистическому анализу предметы, отмеченные клеймами №№ 1-5, относятся к 40-50-м годам XIX века.
Клейма Дулевского завода (1832—1917 года)
Клейма крупнейшего Кузнецовского производства довольно разнообразны по начертаниям, отражают самый длительный по времени этап работы. Штамп № 12 (вдавленная в тесте) отнесена А. Б. Салтыковым к 1853-1863 годам, то есть к периоду деятельности Сидора Терентьевича Кузнецова, однако обнаруженная нами чайница с таким клеймом тяготеет стилистически к 30-40-м годам XIX века. Клейма №№ 13, 14 — кобальтовые, также периода деятельности Сидора Терентьевича (1853-1863).
А печати №№ 15-21 относятся к раннему периоду деятельности Матвея Сидоровича Кузнецова (1864-1889). Чаще всего встречаются надглазурные голубые (цвет надглазурных фабричных клейм — красных, синих, зеленых — указывает на сортность изделий); №19 — выполнена золотой краской.
Клейма №№ 19-22 воспроизведены впервые. Надписи на клеймах №№ 21-22 характерны для восточного товара.
Печать № 22 — периода Товарищества (1889-1917).
Клейма завода в д. Короткой (конец 1840-х — начало 1850-х годов)
Известно лишь одно клеймо, которое относится к производству в деревне Короткой близ Дулева. Марка редкая. В виньетке под шестиугольной звездой надпись «С. Т. Кузнецова в Короткая».
Клейма Рижского завода (1843—1917)
Фабричные клейма Рижского завода представляют самую значительную группу. Это связано с их большей изученностью, чему во многом способствовали исследования 3. Константа.
Клейма рижского фарфора разнообразны, отличаются конфигурацией, изобразительными элементами. Наиболее ранние из них относятся ко времени Сидора Терентьевича Кузнецова (1853-1863).
Клейма №№ 34-52 — времени М. С. Кузнецова и его наследников (1864-1917). В сравнении с клеймами предыдущего периода они выделяются большей пышностью обрамления. Клейма №№ 34-47 датируются 1864-1880-ми годами; №№ 48-52 относятся к периоду Товарищества, к 1890-1910 годам.
Клейма №№ 33 и 42 являются не встречавшимися в публикациях вариантами марок №№ 32 и 41. Все клейма печатные голубые, надглазурные.
Клейма Тверского завода (1870—1917)
Клейма тверского завода разделяются на две группы — до образования Товарищества (1870-1889) и периода Товарищества (1889-1917). В клеймах периоды обозначены соответствующей надписью: «Фабрики М. С. Кузнецова Тверской губернии» и «Товарищества М. С. Кузнецова в Твери». Клейма №№ 53-58 датируются 1870-1889 годами; №№ 59-61 — 1889-1900 годами. Наиболее позднее клеймо № 62 и оно относится к началу XX века. Клейма №№ 59 и 62 ранее не воспроизводились.
Клейма Будянского завода (1894—1917).
Представленное клеймо надглазурное, печатное, зеленая (на фаянсе). Конец XIX — начало XX века.
Клейма Дмитровского завода (1891—1917)
Обширная продукция Дмитровского завода клеймилась небольшим числом печатей. Удалось установить три клейма этого завода. Наиболее распространенным было клеймо № 63, право на которое Кузнецовы получили с приобретением этого предприятия и пользовались им на протяжении всей деятельности. Печати №№ 65, 66 также относятся к Дмитровскому производству (Д.Ф. — Дмитровская фабрика).
Клейма Рыбинского завода (1894—1917)
Известно лишь два фабричных клейма рыбинской продукции с указанием завода. Воспроизведения в литературе неизвестны. Датируется началом XX века.
Клейма Товарищества (1889—1917).
Известно несколько печатей периода Товарищества без указания предприятия. В некоторых случаях под клеймами (например, №№ 67-69) обозначалось производство — Т.Ф., Р.Ф., Д.Ф. и т. д. Клеймо № 70, является одной из поздних Товарищества.