Cng-cylinders.ru

Строительный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обжиг глины для получения керамического кирпича

Структурно глина состоит из мелких кристаллов, формирующих глинообразующий силикатный минерал – каолинит. В состав глины для керамики входят вода, оксиды кремния и алюминия.

Красная глина

В природе такая глина для изготовления керамических изделий отличается зеленовато-коричневым оттенком, придаваемым оксидом железа, на долю которого приходится от пяти до восьми процентов от общего количества. В процессе термической обработки в зависимости от температурного режима или типа печи глина становится красного либо беловатого цвета. Материал легко разминается, выдерживает нагрев до 1 100 градусов. Сырье отличается большой эластичностью, отлично подходит для моделирования небольших скульптур или для работы с глиняными пластинами.

Белая керамика

Месторождения такого вида встречаются везде. При достаточной увлажненности глина светло-серая, процесс обжина придает ей белый оттенок или цвет слоновой кости. Основные качества материала – эластичность и просвечиваемость, так как в составе отсутствует оксид железа. Применяется для изготовления посуды, кафельной плитки, сантехники, глиняных поделок.

Белая глина для керамики

Разновидность сырья, содержащего повышенное количество белого глинозема – майолика. Обжин ее выполняется при низких температурах, после чего поверхность покрывается глазурью, содержащей олово. Керамика из майолики имеет второе название – фаянсовая, так как впервые использовать этот материал для изготовления посуды стали на заводе по производству фаянсовых изделий.

Глина из песчаника

Этот материал особенно подходит для работ на специальном станке по изготовлению гончарных изделий. В составе имеются суглинок и кремнеземные примеси. Второе название сырья – «горшечная глина». После обжига при температуре, превышающей 1 000 градусов, глина становится более плотной и полностью непроницаемой. Применяют ее для производства посуды и декоративных поделок. Цветовые оттенки разнообразны – сероватый, бежевый, слоновая кость, коричневый.

Глина для производства фарфора

В состав этой глины входят каолин, полевой шпат и кварц. При достаточной увлажненности глина отличается светло-серым оттенком, обжиг при температурном режиме в 1 300 – 1 400 градусов делает ее белой. Сырье отличается эластичностью, работа с таким материалом подразумевает большие технические затраты, по этой причине рекомендуется пользоваться готовыми формами.

Огнеупорная глина

Такой вид глины отличается максимально ценными качествами. Такую породу получают при помощи обжига каолина (глины белой) под воздействием температуры не ниже 1 000 градусов. Термическая обработка придает материалу дополнительную термоустойчивость. Процесс обработки теплом выпаривает из глиняного материала жидкость и различные примеси. В специальной печи глиняной породе придаются свойства прочности камня, который потом измельчается, чтобы получить шамот. Сырье используется в производстве огнеупорного кирпича, для кладки печей и декоративных элементов.

Цветная глина

Цветная глина — это глиняная масса с содержанием оксида или красочного пигмента, представляющая собой гомогенную смесь. Если, проникая глубоко в глину, часть краски останется во взвешенном состоянии, то может нарушиться ровный тон сырья. Как цветную, так и обыкновенную белую или пористую глину можно приобрести в специализированных магазинах.

Массы с цветным пигментом

Пигменты — это неорганические соединения, которые окрашивают глину и глазурь. Пигменты можно разделить на две группы: оксиды и красящие вещества. Оксиды — основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной -ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния — коричневый и пурпурный, оксид никеля — серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%. Если превысить их процентное содержание, то оксид будет действовать как флюс, пони жая температуру плавления глины. При окраске изделий температура не должна превышать 1020 °С, иначе обжиг не даст результата. Вторая группа — красящие вещества. Их получают промышленным способом или путем механической обработки природных материалов, которые представляют полную гамму красок. Красящие вещества смешиваются с глиной в пропорции 5-20%, отчего зависит светлый или темный тон материала. Все специализированные магазины имеют в ассортименте пигменты и красящие вещества как для глины, так и для ангобов.

Приготовление керамической массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Более логичный и надежный путь: вносить красящие вещества под давлением. Более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой. Второй способ применяется, если нет точных представлений об окончательных результатах окраски или же есть необходимость повторить какие-то определенные цвета.

Долорс Росс. Керамика: техника. Приёмы. Изделия./Пер. с нем. Ю.О. Бем. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.

Изготовление керамики своими руками – хобби для утонченных натур

Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от полимерной глины, натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.

Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.

Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.

Натуральная глина бывает разных видов:

  • Белая – наиболее распространенная, изначально имеет сероватый оттенок, а после термической обработки обретает приятный оттенок слоновой кости.
  • Красная – содержит оксид железа, придающий сырью зеленоватый тон. Основной цвет сырца – коричневый, после обжига изделия становятся красными. Хорошо поддается лепке, не крошится, идеальна для скульптур и крупных изделий.
  • Фарфоровая – серая в сыром виде и белая после запекания.
  • Голубая – чаще используется в косметологии и народной медицине.
  • Черная или темно-коричневая керамическая масса – самая твердая глина, приобретающая оттенок слоновой кости после обработки в печи.
Читать еще:  Как прошивать кирпич андроид

Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.

Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.

Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.

Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.

Способы изготовления керамических изделий

Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.

Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.

Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.

Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.

Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.

Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.

Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.

Гончарная печь – виды и предпочтения

Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.

В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.

В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.

Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.

Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.

Как выбрать гончарный круг

Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.

Последние – самые удобные и практичные, их чаще всего и покупают керамисты, занимающиеся изготовлением керамики в домашних условиях. Чтобы научиться работать на электрическом круге, нужно несколько часов. Для освоения инструмента с ручным управлением уйдет несколько месяцев.

При выборе гончарного круга важно обратить внимание на тип двигателя:

  • Коллекторный – самый простой и часто встречается в компактных моделях, плавно регулирует скорость вращения, но сильно шумит.
  • Асинхронный – вращается в обе стороны, меньше шумит, но требует навыков для регулировки скорости.
  • Бесщеточный двигатель постоянного тока – лучший выбор для серьезных работ. Отличается надежностью и низким уровнем шума.

Модификации различаются по диаметру планшайбы, частоты ее вращения, мощности двигателя, габаритам оборудования. Цена также зависит от производителя.

Выбирая гончарный круг для изготовления домашней керамики своими руками, обратите внимание на удобство положения рук во время работы и сидения за ним. Если у вас нет персональной мастерской, не забывайте про компактность. Желательно не полагаться на рекламу, а попросить совета у тех, кто уже давно занимается керамикой.

Неплохое оборудование можно найти даже среди детских моделей, на них получится делать полноценные, хоть и небольшие изделия.

Польза и удовольствие от керамического хобби

Изначально керамикой занимались в основном мужчины, но сегодня, благодаря автоматическим кругам и электронным печам, – это женское хобби, требующее терпения, творческого настроя, художественного таланта.

Гончарное дело нельзя назвать очень прибыльным, тем более с учетом покупки дорогостоящего оборудования. Скорее, им занимаются ради удовольствия. Лепка успокаивает, а созерцание работы на гончарном круге действует магически.

Продавать керамику, сделанную своими руками, конечно, можно. Спросом пользуются сувениры, посуда, предметы декора. Однако обогатиться на этом увлечении вряд ли получится – времени на изготовление уходит много, а цены на изделия ручного труда способны оценить только те, кто понимает разницу между штамповкой и индивидуальной работой мастера.

Если вы хотите попробовать лепку, но не готовы покупать печь, начните с холодного фарфора, полимерной глины или соленого теста. Конечно, эти материалы не годятся для изготовления посуды, но зато из них получаются очень красивые сувениры и украшения, например, колье или ожерелье.

Читать еще:  Как правильно положит кирпич

Ну а если решили стать керамистом, то начните с теории, смотрите видео-уроки, учитесь на опыте мастеров. Удачи вам и творческих успехов в этом и других женских увлечениях.

Рекомендации от профессионалов

Прежде чем приступать к обжигу глины в домашних условиях готовую принадлежность или фигурку стоит подсушить в темном месте. Важно не допускать попадания солнечных лучей и сквозняков в помещение, иначе это отразится на качестве будущей вещи. В зависимости от толщины стенок варьируется время для полного высыхания природного материала, на запекание в разных случаях отводят от 4 до 12 часов. Если работ несколько, то их укладывают по схеме пирамиды, низ заполняется самыми большими экземплярами, а верхушка более мелкими. Особое внимание уделяется весу, тяжелые вещи лучше поставить как можно ниже. Максимальная температура для обжига глины в домашних условиях не превышает 900 градусов, ее повышают постепенно, начиная со 150-200 градусов. Первый этап нагрева продолжается 2 часа, затем прибавляется еще 200 градусов и так далее.

Как сделать бумажную глину своими руками?

Бумажную глину можно легко сделать в домашних условиях. Для этого понадобится мягкая туалетная бумага или бумажные полотенца, сухая глина и блендер.

  1. Положить мягкую (раскисающую в воде) туалетную бумагу в миску или банку.
  2. Измельчить её (порвать руками на мелкие кусочки) и залить кипятком.
  3. Подождать несколько минут пока она хорошо пропитается и раскиснет.
  4. Затем измельчить блендером или миксером до однородной массы. Если после измельчения отходит лишняя вода, её можно слить.
  5. В отдельной миске перемешать блендером сухую глину.
  6. Пропорции: 2/3 сухой порошковой глины + 1/3 бумажной массы.
  7. Компоненты тщательно перемешать миксером или блендером.

При необходимости (если масса слишком «текучая») смесь нужно немного подсушить на гипсовой доске.

Не обязательно использовать сразу весь рулон бумаги и делать много бумажной глины. Для заделывания трещин её нужно совсем чуть-чуть. Так что около 100 гр будет вполне достаточно.

Хранить бумажную глину можно в вакуумном пакете в холодильнике.

Сырьевые материалы и керамические массы

Сырьевые материалы для производства керамических плит делятся на две основные группы:

  1. Глинистые (пластичные): мономинеральные (каолиновые глины), полиминеральные (иллитовые глины, бентонитовые глины, монтморилитовые глины);
  2. Неглинистые: отощающие добавки (кварцевый песок, шамот, шлаки, золы), плавни-флюсы (полевой шпат, доломит, магнезит, мел).

Пластичные (глинистые) материалы представлены глинами и каолинами.

Глина

Глина – это продукт земной коры, осадочная горная порода, образованная в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Она представляет собой землистые, минеральные массы с размером частиц около 0,02 мм и часто менее 0,002 мм, способные с водой образовывать пластичное тело, при высыхании сохранять форму и после обжига приобретать твёрдость камня. Свойства глин определяются их составом – химическим, минералогическим и гранулометрическим. В число оксидов, составляющих глины, входят глинозём (Al2O3), кремнезём (SiO2), оксид железа (Fe2O3), оксид натрия (Na2O), оксид кальция (CaO), оксид магния (MgO), оксид калия (K2O). Изменение химического состава заметно отражается на свойстве глин:

  • Глинозём повышает огнеупорность, и, следовательно, прочность;
  • При повышенном содержании кремнезёма уменьшается связующая способность глин, повышается пористость, снижается прочность;
  • Соединения железа понижают огнеупорность глин;
  • Оксиды кальция и магния уменьшают огнеупорность, увеличивают усадку при обжиге и пористость, что снижает прочность и морозостойкость;
  • Оксиды натрия и калия понижают температуру спекания глины.

Глины бывают мономинеральными и полиминеральными. В основном мономинеральные каолинитовые глины состоят из минерала каолинита.

Каолинитовые глины

Термин каолин (каолинит) происходит от китайского слова «као линг», что означает «Высокая Гора» – название месторождения данного типа глины в Китае, впервые использованное для производства керамики. Глины с преобладающим содержанием каолинита имеют светлую окраску, слабо набухают при взаимодействии с водой, характеризуются тугоплавкостью, малопластичны, малочувствительны к сушке. Наиболее известные месторождения каолина находятся в Англии (Корнуэлл, Девоншир), Германии (Мейсен, Хемниц, Галле), Франции, Чехии, на Украине, Урале, в Восточной Сибири, США и Китае (гора Као-Линг).

Иллитовые глины

Их название происходит от названия американского штата «Иллинойс», так как именно там был впервые найден этот тип глины. Наиболее известное месторождение – Апеннины. Технологические показатели иллитовой глины можно охарактеризовать как среднее между показателями монтмориллонитовой и каолиновой глин, то есть как точку равновесия по большинству характеристик. Иллитовая глина не вызывает проблем при сушке, механическая прочность сухого продукта на изгиб колеблется между 40 и 60 кг/см 2 , что дает возможность манипуляции с высушенным материалом без возникновения проблем с появлением трещин. При обжиге быстро происходит стеклование материала, начиная от 800 о С в связи с высоким содержанием К2О.

Монтморилитовые глины

Их наименование происходит от названия французского города Montmorillon, где впервые был обнаружен этот тип глины. Состоят из минералов группы монтмориллонита. Для глин монтморилитовых характерна способность к разбуханию, особенно если в обменных катионах преобладает Na. Образуются в щелочной среде при разложении пеплов (подводном и наземном), выветривании известняковых почв, в морских засоленных бассейнов и лагунах, при гидротермальных процессах.

Технологические свойства глин

Помимо глинистых минералов, в состав глин входят неглинистые минералы: кварц, слюда, полевые шпаты, кальцит, магнезит и т.д. Минералогический состав определяет формовочную способность глиняного сырья, его поведение при обжиге и другие технологические свойства, характеризующиеся пластичностью, отношением к сушке и действию высоких температур. Очень тонкие частицы глины, благодаря своей большой поверхности, хорошо впитывают воду, поэтому глина гигроскопична и во влажном состоянии приобретает способность к пластическому формованию.

Пластичность

Характерное свойство глин образовывать при смешивании с водой тесто, которое под воздействием внешних условий может принимать заданную форму без образования трещин и сохранять это форму после прекращения действия усилий. Степень пластичности глины зависит не только от химического состава, но также от физических размеров и формы частичек глины (гранулометрический состав), от количества содержащейся в ней воды. Пластичность является важнейшим технологическим свойством глин, обуславливающим возможность формования из них изделий. Пластичность можно повысить добавлением высокопластичных глин и понизить добавлением непластичных материалов, например, кварцевого песка. Естественная пластичность глин может быть также повышена искусственно за счёт увеличения её дисперсности путём промораживания, отмучивания, вылёживания, а также механической обработки. Различают три сорта глин:

  1. Высокопластичные – вязкие, жирные, требуют много воды для того, чтобы стать легко формуемыми. Такие глины разрушаются при высокой температуре;
  2. Среднепластичные – золотая середина между двумя другими сортами;
  3. Низкопластиные – также называют тощими. Для создания пластичного тела из тощих глин требуется меньшее количество воды. Их достоинство – огнеупорность.
Читать еще:  Облицовочный кирпич бархат полуторный

Рассмотрим такое свойство глин как огнеупорность.

Огнеупорность

Это свойство материала выдерживать длительное воздействие высокой температуры, не размягчаясь и не деформируясь. По огнеупорности различают глины огнеупорные, тугоплавкие и легкоплавкие. Огнеупорные глины (обжиг при температуре 1580 о С) отличаются высоким содержанием глинозёма (до 40 % и более) и незначительным содержанием примесей, понижающих огнеупорность (Fe2O3 не более 3 %). Глины с огнеупорностью от 1350 до 1580 о С называются тугоплавкими, ниже 1350 о С – легкоплавкими. При нагревании глин легкоплавкие составляющие расплавляются и, заполняя промежутки между твёрдыми зёрнами, за счёт сил поверхностного натяжения сближают их между собой. Это вызывает уплотнение и сокращение общего объёма материала, оцениваемое огневой усадкой. Огневая усадка тем выше, чем выше температура обжига. Процесс уплотнения глинистых масс при обжиге принято называть спеканием.

Отощающие добавки, плавни (флюсы)

И жирные, и тощие глины в естественном виде не годятся для применения в производстве. Они требуют соответствующей обработки – в зависимости от керамической массы увеличивают или уменьшают пластичность глины, улучшают сушильные и обжиговые свойства, сокращают продолжительность сушки и обжига изделия. Для этого используют так называемые отощающие добавки. К ним относятся песок, шамот, шлаки, золы.

Шамот – огнеупорная глина, обожжённая при температуре 1300 – 1400 оС с последующим измельчением. Применяется в качестве отощающего материала.

Глинам присуще такое свойство, как усадка, то есть уменьшение размеров без изменения формы. Различают воздушную усадку (при высушивании перед обжигом) и огневую при обжиге. Сушильные свойства – отношение материала к сушке. Важнейшее из них – воздушная усадка, то есть уменьшение в объёме глиняного тела при удалении воды. Выражается в % от первоначального размера образцов, составляет обычно 2 – 10 %. Воздушная усадка тем больше, чем выше пластичность глин.

Отощающие добавки вводят в пластичные глины для уменьшения усадки при сушке и обжиге и предотвращения деформаций и трещин в изделиях. К ним относятся шамот, шлаки, золы, кварцевый песок.

Плавни (флюсы) применяют для повышения спекания глины и снижения температуры спекания. К ним относятся полевые шпаты, доломит, магнезит, мел.

Основные виды глин

Для производства керамической плитки используют три основных вида глин: красную, белую, фарфоровую.

Красная глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придаёт ей оксид железа, составляющий 5 – 8 % от общей массы. При обжиге глина приобретает красно-бурую окраску, чем выше температура обжига, тем черепок темнее; плитки носят название красножгущихся. Красная глина выдерживает нагрев не более 1150 о С. Из красной глины получают майоликовые плитки покрытые глазурью.

Белая глина во влажном состоянии светло-серая, а после обжига приобретает белёсый цвет или цвет слоновой кости. Чем выше температура обжига, тем белее черепок. Плитки из белой глины носят название беложгущихся. Белая глина менее пластичная и жирная, чем красная. Температура обжига 1150 – 1200 о С. Из белой глины с различными добавками – полевой шпат, кварцевый песок – получают фаянсовые плитки.

Фарфоровая глина состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Она не содержит оксида железа. Во влажном состоянии имеет светло-серый цвет, после обжига – белый. Рекомендуемая температура обжига – 1200 — 1350 о С. Полученный в результате высоких температур глиняный материал обладает огнеупорностью, водостойкостью и механической прочностью. Из фарфоровой глины получают так называемые фарфоровые плитки или керамический гранит.

Материал, из которого состоят керамические изделия после обжига, в технологии керамики называют керамическим черепком или бисквитом. Некоторые виды керамических плиток для повышения санитарно-гигиенических свойств, водонепроницемости, эстетических качеств покрывают декоративным слоем – глазурью или ангобом.

В основу написания статьи легли материалы:
«Плитка керамическая: современная энциклопедия» сост. Сергеева Е.Е. компания Estima.

Тут тоже своя программа: 80 в час до упора, 20 выдержка на конечной и контролируемое охлаждение до 500 градусов со скоростью 60-70 в час. Печь с МКФ-2 открываю не ранее 250 градусов.

Следует объяснить, почему МКФ-2 рвет чаще на глазуровочном обжиге. Глазурь усиливает напряжения (особенно в толстых слоях), поэтому на нагреве или на остывании при нарушениях во время формовки (а они всегда бывают, ибо работаем руками) это может стать последней каплей и изделие порвет.

Температуры обжига

МКФ-2 я использую для превращения ее в каменную массу для использования на фасадах в российском климате. На сегодня это единственная глина, имеющая водопоглощение менее 1% при обжиге на 1180 градусов.
Подробнее, почему это важно можно прочитать в моей статье о фасадной керамике.

Жидкая фаза этой массы начинается на 1200, а остеклование с активным прорастанием муллита примерное с 1100. Поэтому на выходе мы имеем очень плотно спеченный черепок, сопоставимый по своим физическим характеристикам с фарфором (кроме, прозрачности, конечно). Но всем остальным, конечно, можно жечь ее на обычных температурах в районе 1050 градусов.

На этом пока все. Следующий пост это обзор шамотированных масс разных производителей.
Прочитать можно здесь.

На вопросы об этой глине я отвечаю в своем инстаграме на этой странице.

С уважением,
художественный руководитель мастерской
Комиссарова Юлия

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector