Cng-cylinders.ru

Строительный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпич с клеймом офг

Пустырь на окраине Москвы 200 лет назад превратился в промышленный центр, а теперь стал кварталом будущего

29 сентября 2021 7:00

Ко Дню города в столице запустили экскурсии «Москва глазами экспата». Экспатами называют иностранных специалистов. Они открывают свой бизнес, или как говорили раньше — дело, проникаются нашей культурой и привносят свою. Москва становится их вторым домом.

В Царской России иностранцы основали в городе сотни производств. В советские годы многие стали платформами для новых фабрик. Но с переходом в постиндустриальную эпоху заводы стали уходить из Москвы. Промзоны оказались заброшены.

Бывшие цеха в мегаполисе мирового масштаба не могут простаивать. Им дарят вторую жизнь — ревитализируют. Власти Москвы реализуют проект «Индустриальные кварталы». Его цель: превратить бывшие промзоны, ныне заброшенные и неэффективно используемые территории, в современные районы города с высокотехнологичным производством, жилыми комплексами, детсадами, школами, больницами и общественными пространствами.

Комплекс экономической политики имущественно-земельных Москвы пригласил гидов, которые специализируются на теме промышленного наследия. Они рассказывают горожанам о городе, каким ее видели и видят экспаты. Корреспондент «КП» сходил на экскурсию по Рябовской мануфактуре и окрестностям. В этом квартале располагались порядка 30 предприятий.

Рассказываем пять интересных фактов. Еще больше поведают на экскурсии, куда могут записаться все желающие. Всего доступны четыре маршрута.

Истоки производства

Керамический промысел Гжели приобрёл известность в XVI-XVII вв. Свойства местных глин позволяли изготавливать прочную и долговечную майолику с ярким, самобытным колоритом. Расцвет фарфорово-фаянсового производства начался в 1820-х годах, когда в моду вошла сине-белая посуда английских производителей. Копируя лучшие иностранные образцы, гжельские умельцы смогли выработать свой особый, легко узнаваемый стиль. Открывались небольшие семейные мастерские: сначала по производству фаянса высшего сорта – опака, а затем и фарфора. Среди них выделялось несколько значимых фабрик, которые появились ещё в конце XVIII века. Наибольшей известности достигло предприятие зажиточных крестьян Храпуновых, позднее записанных в купеческое сословие.

Читать еще:  Сравнить минвату с кирпичом

Откуда гончары Гжели узнали секреты фарфорового производства? Ведь они хранились в строжайшей тайне и были известны единицам. На этот счёт есть народная легенда, пересказанная Андреем Исаевым, исследователем кустарных промыслов Подмосковья. В своей книге, посвящённой «гончарному вопросу», учёный пишет о жителе деревни Володино – Павле Кулике, который сумел узнать рецепт фарфоровой массы, работая на Перовской фабрике Отто. Наряду с заводом Гарднера это предприятие было тогда крупнейшим в Московской губернии.

Не желая делиться добытыми секретами, Кулик взял в помощники никому не известного крестьянина из дальней деревни и, обустроив в сарае небольшой горн, приступил к работе. Однако конкуренты из соседнего Кузяево всё-таки смогли проникнуть на участок мастера и подсмотреть «производственные тайны». В числе смельчаков оказался и представитель местной керамической династии – Герасим Никитич Храпунов. Его деятельное участие помогло небольшому в то время предприятию отца перейти от простой фаянсовой посуды к утончённым сервизам и малой пластике из фарфора.

Объединение с мастерской братьев Новых

Несмотря на усилия Храпуновых, созданный ими завод закрылся в 1840 году. Сказалась слабая механизация процессов, не позволявшая увеличивать объёмы продукции. Однако продолжатель дела – Яков Герасимович Храпунов — сумел возродить семейные традиции, объединившись с односельчанами, братьями Новыми. Он немало сделал для развития совместного предприятия и расширения производства. С художественной точки зрения завод в Кузяево на рубеже XIX-XX веков переживал расцвет, творчески «перерабатывая» европейское наследие. С другой стороны, следуя курсу основателя фарфоровой династии – Никиты Семёновича Храпунова, ни Яков Герасимович, ни его сыновья не искали новых путей, многократно копируя «ходовые» моделей конкурентов.

О братьях Новых

В 1818 году три крестьянина из деревни Кузяево Богородского района – братья Иван, Тихон и Семён Новые основали крупную фарфоровую мастерскую, сразу получившую признание в округе. Управление передавалось по наследству, пока в 1846 году не умер последний из братьев – Семён. Его вдова Авдотья Васильевна и сын Михаил продолжали развивать производство, разделив его на два отдельных предприятия. Одно из них через несколько лет закрылось, второе же расширялось и процветало. Когда умер Михаил Новый, его жена Агафья Григорьевна вышла за Якова Храпунова и принесла мастерскую в приданое.

Читать еще:  Круглые кирпичи для колонн

Предприятие к тому времени уже определилось со стилем и ассортиментом продукции. Выпускались модные чайные сервизы и пары, обеденные и декоративные тарелки с печатным рисунком, самобытная пластика с элементами фольклора. Помимо фарфора производился высококачественный фаянс с монохромными пейзажами «в английском духе» и портретами царской семьи, нанесёнными чёрной контурной краской. Особого внимания заслуживают скульптурные предметы обихода: шкатулки-домики, солонки в виде фигурок, кружки-головы и так далее. Но выше всего современные коллекционеры ценят декоративные тарелки с жанровыми «детскими» сценками, выпускавшиеся при старшем брате – Иване Новом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector