Что такое грунтовка лыж
Как смазывать лыжи парафином в домашних условиях: какой парафин выбрать
Парафин для смазывания лыж применяется для увеличения момента скольжения. Вне зависимости от вида используемых лыж, без применения смазки сцепление их со снегом будет слишком велико для комфортного катания. Однако такое сцепление необходимо лишь при движении колеса по дороге. Лыжи же должны скользить плавно и мягко.
- Что такое парафин для лыж и зачем он нужен
- Виды лыжных парафинов
- Нанесение парафина утюгом
- Как парафинить лыжи без утюга
- Лучшие производители
Последовательность действий при базовой обработке лыж
описана ниже, каждый пункт выполняем сначала с одной, потом с другой лыжей и переходим к следующему:
1. Пройти 20-25 раз от носка к пятке латунной щеткой с легким нажимом, затем 5-7 раз стальной. Применение стальной щётки после латунной необходимо всегда (далее по тексту выполняем без дополнительного напоминания). Цель первого пункта – снять транспортировочную смазку, она может быть в виде плёнки, а не парафина. Если слой парафина – сначала скребком.
2. Пройти 10-15 раз от носка к пятке стальной щеткой. Цель – удалить мельчайшие частицы из пор СП и вскрыть структуру от старых волокон пластика. В принципе, такая лыжа уже поедет неплохо. Но не во всех условиях.
3. Парафином Base Wax (либо любой легкоплавкий вариант) при температуре утюга около 85-90гр. залить СПЛ, разровнять и снять в горячем виде не нажимая сильно на пластиковый скребок, чтобы не повредить поверхность. Повторить 2-3 раза, пока цвет снятого парафина будет без грязных вкраплений. Не давать лыже остыть. Цель – извлечь из пор пластика мелкие частицы. Опять нанести BW и расплавить утюгом. По мере впитывания парафина добавлять новый. Продолжительность – около 10-15-и минут, не давая лыже остыть. Цель – впитать вглубь СП парафин, чтобы закрыть поры и в дальнейшем эффективно удерживать гоночный парафин. В конце еще раз покрыть лыжу парафином, расплавить и оставить остывать.
4. Снять BW парафин. Для этого удалить парафин с желобка. Далее проводить скребком под углом 45гр. к поверхности (острый угол – со стороны пятки) без сильного нажима, вести от носка к пятке. Продолжать, пока будет сниматься парафин. Далее вычистить сначала нейлоновой щеткой до исчезновения пыли (20-30 проходов), затем несколько проходов латунной щеткой (4-5).
5. Выставить температуру утюга около 135-140 гр. Парафином Base Wax Grafite покрыть СПЛ, подобно п.3. Не покрывать BWG прозрачный участок носка лыжи! Цель – закрыть поры графитовым составом для придания антистатических свойств СПЛ и создать барьер для препятствования прониканию грязи внутрь пластика. Следует учесть, что этот парафин очень хрупкий и тугоплавкий, поэтому касаться бруском утюга и СПЛ нужно чаще, расплавлять в несколько проходов, не задерживая утюг на одном месте. После полного покрытия СПЛ парафином через 20-30 секунд снять скребком, вычистить латунной щеткой и снова покрыть BWG. Повторить еще раз – всего 3 раза. Последний раз заканчивается очисткой латунной щеткой СПЛ. Дать лыже остыть. Окончательно очистить СПЛ до исчезновения серых пятен латунной щеткой.
6. Вычистить латунной щеткой СПЛ – 10-15 движений вдоль лыжи от носка к пятке. Протереть СП чистой несинтетической тканью (фиберленом).
7. Нанести Base Wax Low Fluoro – базовый низко фтористый парафин. Температура утюга – 130-135гр. Нанести на СПЛ, расплавить, дать остыть до комнатной температуры. Снять скребком, вычистить латунной (5-7 раз), затем нейлоновой (20-30 раз) щетками. Повторить еще 2 раза, всего — 3.
8. Нанести на СП базовый фиолетовый (на предстоящее тепло) или синий (на холод) парафин.
Базовая подготовка лыж закончена. СПЛ должна иметь густой черный жирный лоснящийся оттенок. На эту операцию должно быть потрачено 2.5-3 часа для одной пары лыж. Для классики колодка не обрабатывается!
Эффективность методики доказана практикой на всех дистанциях, особенно на длинных и при абразивном, истирающем снеге – парафин держится дольше. СПЛ остаётся «свежей» при надлежащей обработке весь сезон.
Смоление
Эта процедура необходима в первую очередь, чтобы создать максимальную защиту деревянной поверхности от воды. Поскольку дерево быстро впитывает воду из сырого снега.
Также смоление предупредит иссушение и появление трещинок летом при хранении в сарае, на балконе. Кроме того, данная процедура защищает от подлипа. Просмоленные, но ничем не обработанные модели все равно скользят.
Смолить поверхность деревянных лыж желательно перед началом каждого сезона, хотя некоторые делают это после зимы.
Чем обрабатывать
Купить специальную смолу для обработки можно в рыбацких или охотничьих магазинах, или в местах, где продается туристическое снаряжение.
На случай, если не найдется смола, можно применить березовый деготь или морилку из дерева.
Процесс смоления
Если вы не знаете, как смолить деревянные лыжи, подробна инструкция поможет вам сделать это правильно и качественно:
- Сначала снимаем старую смазку скипидаром или циклеем. Обрабатываем скользящую поверхность наждачной бумагой. Новую модель можно обработать кусочком стекла.
- Перед смолением нагреваем емкость со смолой в кастрюльке с горячей водой, чтобы смазка стала более жидкой. Размещаем лыжу так, чтобы носок и задник оказались на ровной поверхности.
- Разделяем мысленно на три части, поскольку обрабатывать будем участками. Нагреваем зону обработки любым подручным устройством так, чтобы не обжечь материал.
- Выливаем порцию смолы на прогретую область и размазываем кисточкой. Излишки смолы, попавшие на края, аккуратно снимаем тряпочкой.
- Повторно нагреваем обработанную область до тех пор, пока не появятся пузырьки, затем еще раз растираем смолу. В случае возгорания, необходимо резко задуть и продолжить обработку. То же самое проделываем с необработанной зоной лыжи.
- Прежде, чем приступить к повторной обработке, необходимо дождаться их полного просыхания. Также не забудьте просмолить светлые участки.
Если вы переборщили с количеством смолы, не беда – нагрейте повторно лыжи и снимите лишний слой тряпочкой. Для более глубокой пропитки и просушки, оставьте их на сутки в теплом месте.
Подготовка лыж
2 После этого наносится слой парафина, который стоит разравнивать утюгом, нагретым при достаточно низкой температуре.
Это опасный для лыж процесс в подготовке оборудования — это нанесение парафина. Все дело в том, что парафин в основном наносится специальный разогретым утюгом. Если человек приложит слишком много усилий, то между лыжами и утюгом не останется слоя парафина, и само оборудование будет повреждено.
Первое, что следует сделать, разогреть утюг примерно до 60 градусов. Теплым утюжком следует слегка дотронуться до парафина и нанести несколько капель на всю поверхность лыж. Далее смазку необходимо вплавить утюжком в поверхность лыж. Специалисты рекомендуют наносить от одного до трех слоев. После этого процесса можно оставить смазку на лыжах на 10 или 15 минут.
3 После этого поверхность необходимо тщательно очистить скребком, удалив все излишки смазки.
Несмотря на то, что человек обрабатывает лыжи скребком, на поверхности все равно остается приличное количество парафина. Обычно он скапливается в царапинах и структурах пластика. Именно поэтому, после работы со скребком, необходимо поверхность обработать еще и щеткой.
Снятие парафина с лыж — дело весьма непростое, и здесь также существует своя система действий.
- При помощи специального скребка необходимо начать снимать парафин с поверхности.
- Работать скребком надо с одинаковым нажимом, слишком не усердствуя в отдельных частях, а иначе, поверхность очистится по-разному.
- Оставшиеся части смазки следует удалять специальной щеткой, а движения при этом должны быть короткими и быстрыми.
- Если же требуется удалить даже базовый слой парафина, следует вновь использовать утюг.
- Нанеся один слой парафин, следует тут же снять его скребком, вместе с остатками смазки и грязью с поверхности лыж.
- Подобное удаление излишков или полное удаление смазки требуется в том случае, если лыжи плохо ездят. Возможно, при первичном нанесении вещества, человек совершил какую-то ошибку, и парафин был нанесен неверно. Это стоит сразу же исправить, используя указанную выше технику.
Термин «мази скольжения» устарел и относится к эпохе деревянных лыж, сейчас более подходящим является термин «смазки скольжения».
Для лыж классического хода смазками скольжения покрываются только передняя и задняя части, а колодка (под креплением) лыжи покрывается смазкой держания. Лыжи для конькового хода покрываются смазкой скольжения по всей скользящей поверхности.
Смазки скольжения бывают разных видов. В основном это алканы: парафины и микрокристаллины с температурами плавления 80-160 °С. Часто для улучшения тех или иных свойств добавляют мелкодисперсный графит (для предотвращения накопления статического заряда), оксиды железа, сульфид молибдена (IV), а в профессиональном спорте используются еще и фтористые добавки (улучшают водоотталкивающие свойства).
Смазки производятся в твердом состоянии, в виде жидкости (в растворителе), пасты, спреи, гели. Твёрдые наносятся наплавлением при помощи утюга, после чего циклей удаляются излишки. Жидкости, пасты и аэрозоли наносят тонким слоем, затем полируют. Однако с развитием жидких смазок, некоторые из них также рекомендуют наносить наплавлением, для увеличения срока службы.
Также стоит отметить, что смазки скольжения могут нанести вред здоровью. В настоящее время ведутся споры о влиянии смазок скольжения, особенно фторированных, на здоровье смазчика. В любом случае, производители рекомендуют наносить смазки в специальном помещении с мощной вытяжкой и пользоваться респиратором. Также не рекомендуется в помещении, где производится смазка лыж, курить, готовить и принимать пищу и разводить открытый огонь. Все смазки, особенно фторированные, крайне не рекомендуется нагревать свыше 300 °С.
Лыжные палки
Подбирая лучшие лыжи для конькового хода, стоит обратить внимание на выбор наиболее удобных, эффективных палок. Во многом выбор палок зависит от стиля катания. Классическому стилю езды наиболее соответствует выбор палок, длина которых достигает подмышек, а для «конька» рекомендуется подбирать палки высотой до плеча.
Идеальным решением можно считать подбор палок с анатомически выверенным темляком и крупными лапками. Наличие данных характеристик дает возможность кататься длительное время, практически не ощущая усталости или дискомфортных ощущений в кистях рук.
Преимущества и недостатки процедуры
Преимуществом штайншлифта выступают ровная поверхность поперечника лыж вследствие специальной обработки, а также минимальное количество ворса на скользящей поверхности.
Эта технология позволяет насечкам на скользящей стороне дольше сохраняться. Даже при частом использовании лыж такую процедуру достаточно совершать не более 2 раз за год.
Кроме того, к достоинствам этого процесса можно отнести следующие:
- нанесенная таким способом структура достаточно прочная и долго держится;
- станок с максимальной точностью воссоздает выбранную структуру при каждом последующем штайншлифте;
- специальные программы помогают нанести структуру любой сложности;
- станок не только наносит на скользящую поверхность необходимую структуру, но и полностью удаляет предыдущую, выравнивая поверхность и делая ее плоской (устраняет завалы в какую-либо сторону, которые возникают при изнашивании лыж (чаще всего — коньковых)).
К недостаткам относятся возможное пережигание пластика, а также выбор несоответствующей структуры.
Нанесение при помощи станка позволяет в точности воспроизвести имеющийся узор или перенести его на другие лыжи.
Повторный штайншлифт позволяет удалить предыдущий рисунок и нанести новый. Кроме того, во время такой процедуры выравнивается поверхность лыж во всех плоскостях.
Станок устраняет дефекты которые образовываются в основном при беге коньком.
Структуры известных брендов и некоторых сервисных центров России
Структуры производителей беговых лыж
Структуры сервисных центров России
Все списки структур взяты со страниц сервисных центров и представлены в ознакомительных целях. Если найдете какие-то неточности или хотите что-то добавить — пишите нам в комментариях.
Спортресурс Санкт-Петербург
- Р00 — теплая 0 +10
- Р07 — универсальная +2 -8
- Р05 — холодная -5 -15
Спортивная линия Санкт-Петербург
- UNI-3 — свежий мелко- и крупнозернистый снег 0 -5
- +Т1.3 — водянистый снег 0 +5
- FIT-4 — мелко- и крупнозернистый снег -2 -8
- FIT-10 — мелко- и крупнозернистый снег -3 -13
- +T1.3FA — мелко- и крупнозернистый снег, оттепель +3 -3
Точка спорта Ижевск
- L1-4-8 — любой тип снега 0 +5
- L2-4-8 — любой тип снега 0 -10
- L2-3-8 — свежий снег 0 -15
- L2-2-4 — любой тип снега -5 -15
- L3-3-12 — универсальная -5 -20
- L3-2-12 — старый снег -15 -25
- D1-3-8 — любой тип снега 0 -10
- D1-2-8 — любой тип снега -10 -20
- D2-3-9 — свежий снег 0
- D3-4-9 — любой тип снега 0 +3
- D4-4-16 — любой тип снега 0 +5
- E1-4-8 — холодный снег
- E2-5-9 — сырой снег
- E3-5-9 — вода
- V1-4-10 — свежий снег 0
- V1-3-10 — любой тип снега 0 -10
- V1-2-10 — старый снег -5 -15
- V2-5-9 — свежий снег -1 +5
- V3-5-9 — мокрый снег, вода
- W1-5-10 — мокрый снег +1 +10
Ювента спорт Москва
- 729 — все типы снега +2 -12
- 110 — новый, преобразованный снег -5 -20
- 330 — утрамбованный, преобразованный, жесткий снег -5 -20
- MV1 — глянец 0
- 3WS — все типы снега +5 -5
- 5W — все типы снега +2 +15
- L-10 — классическая структура на любой тип снега +2 +15
Ювента спорт Пермь
- L161 — старый, свежий, водянистый, преобразованный снег, фирн 0+15
- H181 — любой тип снега +2 -5
- G181 — свежий, мягкий, утрамбованный снег -2 -8
- F191 — свежий, утрамбованный, старый снег -8-12
- E171 — свежий, жесткий, утрамбованный, старый снег -10-20
Сервисный центр Икс-Ски
- W1 — все типы снега -2 +5
- W2 — классическая структура на 0 и теплее
- LW1 — все типы снега -2 +5
- LW2 — глянец -5 +2
- M1 — свежий мокрый снег 0 -6
- M2 — старый снег -2 -8
- M3 — свежий снег 0 -10
- LC1 — все типы снега -1 -10
- LC2 — все типы снега -4 -12
- C1 — все типы снега -5 -15
- C2 — перемороженный снег от -8 и холоднее
Спорт депо
- C1-1 (-5-20)
- C13-5 (-5/-20)
- CW09 (+5/-2)
- CY08 (0/-15)
- CY10 (+10/0)
- KND11 (-12/-30)
- KY12 (+5/-5)
- KY13 (+10/+1)
- P1-1 (+3/-5)
- P5-1 (+5/-1)
- SO07 (-5/-10)
- SY01 (-10/-25)
- SY02 (-5/-10)
- SY03 (0/-10)
- SY04 (0/-10)
- SY05 (+5/-5)
- SY06 (0/-10)
Сыктывкар Экип-центр
- X1 — холодная линейная структура, предпочтительна для классических лыж -15 -25
- X2 — холодная структура на перемороженный снег -9 -20
- X2/1 — универсальная структура на разные типы снега, кроме перемороженного -3 -8
- XW1 — любой тип снега -5 -15
- X1/1 — жесткий снег — 10 -20
- T2/5 — снегопад и свежий снег -5 -7
- T1 — теплая структура на плотную трассу +1 -6
- W1 — старый снег -6 -9
- W2 — универсальная на все типы снега +2 -3
- W3 — старый крупнозернистый снег -5 +5
- W4 — мокрый крупнозернистый снег +3 +7
- SW1 — крупнозернистый снег +2 -5
- SW5 — крупнозернистый снег -5 +5
- SWP — любой тип снега -2 -8
- N — свежий снег — 2 -8
Красногорск Serviccer
- R10-3 — свежий снег, старый снег жесткая трасса (глянец) 0 -5 (иногда до -15)
- W1 — классика переход с нуля на плюс, крупное зерно и глянец
- R10+ фирн -1 +10
- V7-3 — универсал все типы снега -2 -10
- R10 — универсал -8 -20
- SR4 — универсал, свежий снег, низкая влажность
- SR23 — универсал, свежий снег, с холода к теплу
- SR21 — холод -5 -15, низкая влажность, любой снег
- SR15 — универсал +3 -3 трансформированный и свежий снег
- SR12-3 — от +3 и выше весенний старый снег
- SR12-2 — от +1 до +5 аналог SR12-3
Skimax Уфа
- SV7 — свежий и старый снег -5 -15
- SV18 — смесь искусственного и натурального снега 0 -10
- CL-1 — любой тип натурального снега -10 -20
- ZER3 — трансформированный старый весенний снег -5 +5